Детский буллинг: как научить ребенка защищаться?

29 Сен 2020

Проблема детского буллинга в школе стоит сейчас на одном из первых мест в череде детско-подростковых проблем. Этот феномен появился не вчера, но о нем не принято было говорить. «У нас все хорошо и ничего не знаем». Но теперь, когда информация стала доступнее, множество историй со «счастливым» и «несчастливым» концом взорвали информационное пространство.

Что же происходит? Происходит настоящая «травля» какого-то одного или нескольких детей в рамках класса, школьной параллели. Часто бывает так, что дети бессильны что-либо сделать под таким натиском. Ведь речь идет обычно о серьезном количественном преимуществе обидчиков.

Разберемся, что же делать?

Профилактические меры просто обязаны проводиться почти с самого рождения ребенка. Это о том, что отношения между ребенком и родителями доверительные с самого начала. Он может поделиться с мамой и папой своими переживаниями без страха встретить осуждение или упреки с критикой и обидными словами. Понимание и поддержка – прежде всего!

Профилактика еще и в том, что мнение ребенка учитывается и не обесценивается в стиле «Кто ты такой, чтобы нам возражать? Кто ты такой, чтобы иметь свое мнение?». Не учёт всего этого ведет к привыканию ребенка к такому отношению. Ребенок принимает это и отстоять свои права перед другими просто не готов. Урок уже давно усвоен и привычка подчиняться сформирована.

Доверительные близкие отношения с родителями — это залог того, что если что-то подобное произойдет с ним в школе, родители первыми об этом узнают и смогут что-то сделать.

Очевидно, что защищаться от нападения необходимо, но есть разные способы защиты. Важно показать ребенку все те варианты, которые могут сработать.

1. Родители могут научить здраво оценивать ситуацию. Это означает, что один против десятерых ребенок с кулаками не пойдет и разумно рассудит, что убежать – это оптимальный выход из ситуации.

2. Родители могут научить, что это нормально – просить помощи и поддержки у более взрослых и сильных в случае, когда нет возможности противостоять травле самостоятельно.

Это и помощь родителей, и учителей, и старших братьев, и друзей. На первом месте своя сохранность! Просить о помощи не стыдно! Здесь речь не о стыде, а о здравом смысле, разумности, зрелости принимаемых решений и мудрости. Важно научить ребенка этому пониманию. Когда ты здраво оцениваешь свои силы и всю ситуацию.

3. Родители могут научить решать спорные ситуации не только при помощи физической силы, но и другими способами.

Ребенок должен уметь разговаривать и решать проблемы при помощи диалога. Дипломатия – это то, что иногда избавляет от необходимости применять силу. Умение договариваться один из методов ведения войн. Если же ситуация выходит из под контроля, то при здравой ее оценке стоит до последнего стараться не выходить за рамки дипломатии и только потом уже решаться на активные действия. И этому тоже могут научить родители.

4. Родители могут подсказать, какими видами спорта можно заняться, чтобы укрепить мышцы, научиться быстро бегать, уметь защищаться (но не нападать!), чувствовать себя более уверенным и способным отстаивать свои интересы и права. И это поможет не только обороняться от обидчиков, но и будет поддерживать хорошую физическую, эмоциональную форму ребенка. Помимо всего прочего, в спорте развиваются и волевые качества и способность к самоорганизации, самодисциплине, самоконтролю и многому другому.

5. Родители могут проигрывать вместе с ребенком различные варианты развития событий.

Вместе с мамой или папой можно отыгрывать различные варианты конфликтных ситуаций. Затем обязательно идет разбор, обсуждение разных способов выхода из конфликта. Ребенок получает разные модели действий и «вооружен до зубов», чтобы сюрпризов не было. Можно брать и уже случившиеся ситуации и моделировать новые.

Но главное при всем этом учитывать особенности личности ребенка. И не требовать от него то, на что он не готов идти, не может в силу физических параметров, типа темперамента или особенностей характера.

К тому же, родители могут объяснить, что причина может быть и не в самом ребенке, а именно обидчиках. Можно объяснить, что сами обидчики таким образом пытаются справится со своими проблемами и комплексами и страх перед теми, кто устраивает травлю понизится и ребенок не будет так остро воспринимать то, что говорят или делают «те, кого самих пожалеть надо».

В любом случае, из ситуации всегда есть несколько выходов. Право и обязанность родителей поддержать и помочь своему ребенку, а в случае необходимости и перевести в другую школу. Ребенок не должен жить и учиться в страхе за свою жизнь.

Берегите себя и своих детей!

Остались вопросы?
Будем рады Вам помочь: 8 (800) 700 90 28

Главная


studiolucia@mail.ru
VK: https://vk.com/studiolucia
Instagram: https://www.instagram.com/studio_ibragimova/ Автор: Ибрагимова Люция Равилевна