Мой ребенок — двоечник…

17 Дек 2019

Мы остановимся на одной из самых распространенных родительских жалоб: «Мой ребенок не любит учиться». Чаще всего она появляется к концу начальной школы (а впоследствии остается и в средней школе) . Это страшный сон многих родителей. Это расстройства, стыд, страхи за будущее ребенка. Когда кажется, что ребенок мчится по наклонной, что уже ничего не поможет, что удел ребенка- работать дворником. Уже испробовано все- репетиторы, угрозы, поощрения, наказания… Какие же причины того, что ребенок хронически не успевает в школе?

Часто можно слышать, как родители говорят: «Ему все безразлично. Если как то раньше переживал из-за двоек, теперь совершенно спокоен. Ему уже ничего не нужно». Это не так. Ребенок по своей природе очень хочет быть успешным, активным. Каждая «лень» ребенка имеет свои причины. Если мы наблюдаем хроническую неуспеваемость, то это знак того, что у ребенка имеются серьезные проблемы, кризисы.

Основные причины неуспеваемости:

1. Ребенку объективно сложно усваивать материал из-за биологических причин

Часто наблюдается дефицит внимания, утомляемость, что может быть связанно с неврологическими причинами. Поэтому, если ребенок сильно устает, рассеян, часто отвлекается, это может быть причиной визита к детскому неврологу. Также может иметь место проблемы гиперактивности, а это сфера психиатра и детских психологов.

Иногда в массовых школах можно видеть детей с низким уровнем интеллекта, вплоть до умственной отсталости. Это удивительно, но родители отрицают проблему, хотят, чтобы ребенок во что бы то ни стало учился в обычной школе. Это совсем неправильный подход – ребятишкам с умственной отсталостью лучше в коррекционной, там они чувствуют себя гораздо успешнее. Обычную программу они не понимают, и из-за этого мотивация к учебе исчезает, и возникает вторичный дефект- получаем человека с низким интеллектом и отсутствием полезных навыков и мотивации.

2. Плохие отношения с одноклассниками и учителями

Конфликтные отношения в коллективе очень сильно влияют на успеваемость, снижают мотивацию к чему-либо. Особенно это значимо в начальной школе-ведь этот период направлен на то, чтобы создать хорошее отношение к учебному процессу в будущем. Изгоям особенно тяжело, поскольку часто к процессу прессинга подключаются учителя- могут высмеивать неуспевающего ребенка, стыдить. Это еще больше отвращает от учебы.

Здесь нужно действовать-всячески и систематически защищать ребенка от насилия. Подключать учителей, администрацию. Разговаривать с родителями обидчиков. В общем, дать понять окружающим, и самому ребенку, что в обиду его не дадите, и все обидчики, в том числе и учителя, понесут наказание. Ребенок должен чувствовать вашу защиту,чувствовать, что он не один. Также необходима работа с детским психологом. У ребенка-изгоя часто ослаблены навыки общения, он ведет себя не как все дети. Может иметь место тревожность, интровертированость. Низкая самооценка у них может сочетаться с агрессивностью, импульсивностью, они могут бить и обзывать других детей, чтобы привлечь внимание, а потом жаловаться на них же учителям. Конечно, бывают совсем запущенные ситуации, и ребенка нужно переводить в другую школу.

3. Слишком высокие требования

Проблема в том, что родители напрямую связывают успехи в школе с будущей финансовой и социальной успешностью, а эту успешность с тем, состоялся ли человек , или нет. Часто это тревожные, контролирующие родители, следящие, чтобы все в жизни ребенка было «правильно». Их дети зачастую учатся в элитных школах, специализированных гимназиях, то есть там, где дети учатся на пределе возможностей, часто лишенные радостей детства. Постоянные экзамены, требования учителей создают нервную обстановку и в классе, и в семье. И многие ранимые, тревожные, впечатлительные дети попросту отказываются от усилий «все равно не получится ничего». А еще часто бывает так, что родитель как будто учится вместо ребенка –контролирует готовность в школу, переживает из-за оценок, постоянно звонит учителям. То есть, по сути, беря ответственность за учебу ребенка на себя. Ребенок, лишенный возможности самостоятельно учиться и отвечать за учебу, может махнуть рукой и …отдать родителю всю ответственность!

Выход здесь – снизать уровень своей родительской тревоги, и дать ребенку побыть ребенком. Дети- удивительно саморазвивающиеся создания, при благоприятных условиях они делают все, чтобы быть успешными и узнавать новое. Их бегание, прыгание, игры попросту полезные для организма, а общение с родителями и обмен опытом поможет быть адаптированным к жизни лучше любого факультатива.

4. Семейные, системные проблемы

Ребенок, который переживает неполадки в семье, может совершенно забросить учебу. Вспомните себя- когда дома не все спокойно, и работать не хочется, но приходится включать самоконтроль. У ребенка нет еще такого уровня самоконтроля – у него еще многое зависит от настроения и общего состояния. Есть так называемые системные причины. К примеру, ребенок переживает из-за плохих отношений матери и отца. Ребенку очень хочется видеть их двоих, быть с ними, ощущать близость. Но получается так, что семья собирается вместе только тогда, когда у ребенка проблемы в школе, даже если для того, чтобы поругать. Для ребенка это вариант лучший, нежели изоляция от родителей. И он будет учиться хуже, потому что его плохая успеваемость дарит ему обоих родителей. Также плохое поведение может быть протестом против отношения к ребенку, появление нового члена семьи. К примеру, старший ребенок может выражать протест плохой учебой, когда чувствует, что внимание теперь полностью перешло к младшему.

Выход : решение семейных проблем, посещение семейного психолога.

5. Возрастные кризисы

В подростковый период часто отмечается падение успеваемости. Ребенок взрослеет, у него появляются новые интересы-теперь для него важные не отметки, а компания сверстников. Так он учится быть самостоятельным, учится быть отдельной от семьи личностью. Это очень тяжело для родителей, но правильно с точки зрения личностного развития.

Что делать: дышать глубже. Период 14 лет очень тяжел для всех- и для родителей и для самого ребенка. Дети в 14 лет страдают от несовершенства, боятся осуждения, тревожатся по любому поводу- им не до учебы. До придет 16 возраст- и все будет сглаживаться, восстанавливаться. Вы получите интересного юношу или девушку со своими взглядами на жизнь. Но если в 14 лет перетянуть гайки и контролировать, запрещать, ругать- между вами возникнет серьезный, затянувшийся кризис.

Все эти проблемы зачастую переплетаются между собой, и часто из-одной причины возникают другие.

Самая большая ошибка состоит в том, что систематически плохая учеба считается ленью, и на ребенка наклеивается унизительный ярлык «лодыря». Повторюсь, неуспеваемость- это сигнал того, что ребенок неблагополучен, и нуждается в помощи. И помощь должна быть систематической- родители выступают как защитники, проводники, союзники, и не становятся по другую сторону баррикад от ребенка. Не стыдите, а лучше обратитесь к специалисту (психологу, психотерапевту), выявите проблему, и приступите к ее решению.