Характеристики:
Сегодня много вопросов возникает у родителей детей-тихонь. Они характеризуют их следующим образом:
- ребенок может вообще не разговаривать, говорить в крайнем случае, произносить слова шепотом;
- держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
- у него друзей очень мало или нет совсем;
- он боится начать что-то новое;
- не решается выразить свое мнение;
- таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
- часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
- излишняя осторожность в словах и поступках;
- отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности);
- неглубокое дыхание;
- психосоматические проявления (боли в желудке, например);
- желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
- часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).
Очень противоречиво мнение родителей о детях, которые всегда держаться особняком. Для кого-то это очень удобные дети, но если Вы читаете про их особенности, значит, Вы не равнодушны к этой теме.
Если ребенок сложно идет на контакт, не заводит новые знакомства, опасается незнакомых людей, плохо адаптируется в новом коллективе, сложно открывает душу другим, то все это вовсе не от любви к одиночеству: иногда таким детям особенно сильно хочется контактировать с другими, вот только с этим возникают сложности.
В целом, замкнутость – это всего лишь сигнал. Справившись с причинами, Вы непременно освободите своего ребенка. Главное, вовремя обнаружить и исправить. Разбей «скорлупку» ребенка, но очень, очень бережно.
Негативные последствия:
У замкнутости есть негативные последствия и если ничего не предпринимать, то ребенок:
- не будет решаться на выбор, доводить все до конца, сворачивая с пути;
- будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников;
- ему будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
- не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни);
- не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
- постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
- будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
- не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
- сохранит неуверенность в себе на многие годы;
- не будет решать сложные проблемные ситуации;
- будет в одиночестве;
- возможны душевные расстройства
Подходы:
Самое важное, чего не следует допускать по отношении к замкнутому ребенку – это применение силы (моральной и физической). Психологи рекомендуют следующие подходы:
- воспринимать ребенка таким, каков он есть;
- меньше говорить самому в общении с ним;
- рассказать о том, что беспокоитесь о нем (любых его сложностях);
- в разговоре с ребенком не выставлять замкнутость как проблему;
- научить его осознавать свои страхи, обиды;
- выявлять и прорабатывать страхи через игру, рисование (можно предложить нарисовать мальчика или девочку – соответственно своему полу; сначала эти рисунки будут слишком правильными, без эмоций; ребенку нужно предложить рассказывать о герое рисунка (игры), но не стоит ждать результата сразу);
- в раннем возрасте стоит научить ребенка знакомиться, общаться, решать проблемные ситуации;
- подкреплять, хвалить решительность ребенка;
- постараться узнать причины, проблемы и помочь их разрешить, подсказать стратегию (самому решать только при угрозе жизни и здоровью ребенку);
- помочь справиться с комплексами и страхами.