Инфантильная личность

17 Дек 2019

Психологи утверждают, что подростки не только обязаны быть ответственными за свои поступки, но и ответственное действие является  идеальной формой подросткового возраста. Но в реальном поведении подростков полное ответственное действие отсутствует, возникают лишь его элементы, отдельные стороны. При целенаправленном же формировании ответственное действие возникает и становится новообразованием подросткового возраста.

Для подростка характерен протестующий характер поведения по отношению к взрослым, конфликты с родителями и учителями и нежелание подчиняться авторитету взрослых. Для подростка характерны претензии на расширение своих прав и на уважение его человеческого достоинства. Подросток от взрослых требует доверия и предоставления ему самостоятельности, то есть подросток претендует на известное равноправие со взрослыми, оставаясь порой инфантильным.

Инфантилизм и его черты

Взрослый ребенок, «инфантил» – это человек, сохранивший в своем поведении и личности выраженные детские черты. Разумеется, они маскируются под взрослость, но это больше количественные изменения, нежели качественные. Инфантильность не врожденное качество, а приобретенное через воспитание. Каковы же его черты?

Эгоцентризм

Как ведет себя ребенок-эгоцентрик и взрослый-инфантил? Он считает, что мир создан для него, и должен вертеться вокруг него. Другие люди интересны и хороши тогда, когда удовлетворяют мои потребности. Более того, именно удовлетворение своих собственных потребностей в защите, тепле, принятии, любви – у ребенка и инфантильного взрослого является главной ценностью. Внутренний мир других людей им неинтересен в принципе.

Эгоцентризму присуща нередко и абсолютная уверенность в собственной правоте. И если возникают проблемы во взаимоотношениях, то звучит не «я не понимаю людей», а «люди не понимают меня».

Иждивенчество

В нашем случае мы под иждивенчеством понимаем скорее не жизнь за счет средств другого, а нежелание или неспособность обслуживать себя самостоятельно.

Ориентация на игру

Развлечениям отдается предпочтение перед другими видами деятельности. Немалая доля дохода уходит на развлечения и игры. Они бывают разными. Компьютерные игры, бесконечные посиделки с друзьями дома, походы по магазинам, кино и дискотеки, приобретение все новых и новых игрушек (в их роли нередко выступают технические новинки). Ничто из вышеперечисленного само по себе не является чем-то плохим, зрелые люди тоже вполне могут все это делать, однако у незрелых личностей развлечение составляет основу не только досуга, но и всего времени в целом.

Неспособность к принятию решений

Принятие решений требует развития воли, а это одна из характеристик зрелого человека. Взрослая личность способна действовать вопреки «устал», «не хочу», «не могу», «трудно», опираясь на собственную волю. Для ребенка же «не хочу» или «трудно» – прямой аргумент не делать что-то. Инфантильный человек выбирает те пути наименьшего сопротивления, где придется как можно меньше напрягаться.

Отказ от принятия ответственности за собственную жизнь на себя.

Сталкиваясь с реалиями жизни, инфантильные люди либо предпочитают цепляться за незыблемые правила и установки и прятаться за ними от жизни, либо напротив, устраивают полную анархию, отрицая какие-либо ограничения, которые на них накладывает жизнь.

Отсутствие перспективы будущего

Для ребенка жизнь является бесконечным «сейчас» – и это вполне понятно. Ребенку не нужно смотреть в будущее, об этом думают родители. У инфантильного взрослого также нет никаких осознанных планов на будущее. Все происходит как-то само собой.

Неспособность к самооценке и самопознанию

То, что происходит в жизни инфантильного человека, не становится жизненным опытом, а остается просто событиями. Потому что – не осмыслено. И тогда незрелые инфантильные люди тянутся к сильным личностям, побуждая тех занимать позицию Родителя, манипулируя ими (например, разыгрывая роль слабого и беспомощного).

Таким образом, у постоянно опекаемого человека вырабатывается привычка к пассивной зависимости или бессмысленный, анархический негативизм.

«Инфантилизм» – это не заболевание и не синдром, а «характеристика поведения».

Что делать?

Вариантов выхода из этой ситуации немного:

  • поощрять самостоятельность во всех её видах, не критиковать, если что-то не получилось;
  • анализировать поступки ребёнка, делать выводы;
  • в случае наказание не довольствоваться только угрозами;
  • самим быть обязательными и ответственными;
  • разделить семейные обязанности;
  • не слушать жалоб ребёнка на жизнь.

Научится ответственному, взрослому поведению эффективнее во взаимодействии со сверстниками. Поэтому разработанный нашими специалистами курс для подростков, направленный на формирование навыка принятия ответственных решений, будет значимым шагом на пути взросления вашего уже весьма немаленького ребенка.